ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
(в миру Даниил Саввич Туптало)
(декабрь 1651, Макаров, Украина -28.10(8.11). 1709, Ростов)
   церковный деятель, просветитель. Канонизирован в 1757 г. Философские представления Д. Р. могут быть поняты лишь как аспект его церковного и богословского мировоззрения, складывавшегося под влиянием двух осн. факторов. Первым фактором была церковная и академическая богословская среда Украины, где будущий святитель воспитывался и прожил большую часть своей жизни до переезда в 1701 г. в Россию, где он избирался митрополитом Ростовским и Ярославским. Вторым фактором была его работа в 1685–1705 гг. над составлением Четьей-Миней - свода житий святых, чтимых православной церковью. В своих первых оценках философии Д. Р. определял ее как "внешнюю", "еллинс-кую" мудрость, высшие достижения к-рой - интуиции Платона и Аристотеля о Божестве. В иерархии форм разума философия, считал он, занимает промежуточное положение между духовным разумом, источником к-рого является Святой Дух, и плотским разумом, к-рый по природе присущ человеку. Дальнейшая эволюция представлений Д. Р. о философии прослеживается прежде всего в его Четьях-Минеях. Эта работа, а также труды ростовского периода (1702–1709) свидетельствовали о приверженности Д. Р. исихазму. В рамках этого движения философия, понимавшаяся не столько как форма познания, сколько как образ жизни, считалась необходимой составляющей религиозного опыта. В духе исихазма Д. Р. полагал, что мир проникнут божественными действиями, к-рые открываются человеку в красоте и гармонии природы. Природа, хотя и не божественна, но в силу своей сотворенности отражает божественный замысел о мире и человеке. В "Келейном летописце" Д. Р. подтверждал мысль Антония Великого о тварном мире как о книге, созданной Богом. Способность понимать эту книгу превращает человека из разумного животного в тварного сына Божия. Познание и освоение мира Д. Р. рассматривал как способ приблизиться к Богу. В работе "Внутренний человек" Д. Р. излагал понимание человека, соотносимое с исихастским положением о том, что с момента воплощения Бога его не следует искать вовне, т. к. он находится внутри нас. "Познавший истинно себя, познал Бога. И познавший Бога, познал себя", - писал Д. Р. По его мнению, в реальной жизни взаимоотношения души и тела - "внутреннего" и "внешнего" человека - имеют характер антагонизма, поскольку по отношению к душе тело является подобием тюрьмы. Поэтому одной из жизненных целей, достойных христианина, является не просто преодоление зависимости "внутреннего" человека от "внешнего", но установление его господства над последним. Раскрывая соотношение веры и разума, Д. Р. опирается на исихастское понимание мира как училища, устроенного Богом, и одновременно на киево-могилянское богословие. По Д. Р., взаимная зависимость веры и разума наиболее полно обнаруживается в познании божественной мудрости. Выделяя в структуре разума разум духовный и разум плотский, Д. Р. полагал, что в указанном процессе преимущество остается за духовным разумом. Дар духовного разумения определяет и характер веры. В качестве признаков плотского разума Д. Р. называл невежество, синоним юродства и отсутствие навыков "умного делания" (духовного опыта, как его понимает исихазм). При видимой разнородности исходных принципов богословия Д. Р., в к-ром апология разума и просвещения сочетается с безусловной приверженностью аскетизму и мистицизму, его концепция лишена эклектики. Близость к исихастскому мировоззрению позволила Д. Р. интерпретировать разнообразные формы познания и деятельности как различные формы религиозного опыта. После смерти Д. Р. его труды приобрели общеправославное значение. Они не только укрепили позиции афоно-молдавского мистицизма в России, но и стали распространяться в Болгарии, Сербии, Румынии.
   С о ч.: Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Киев, 1895–1905. Ч. 1–5; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четий-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902–1911. Т. 1–12.
   Л и т.: Нечаев В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Спб., 1891; Попов М. С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды, 1709–1909. Спб., 1910; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937; Вильнюс, 1991; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 27.
   В. В. Аржанухин

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ" в других словарях:

  • Димитрий Ростовский — Димитрий Ростовский …   Википедия

  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (Даниил Саввич Туптало) (1651 1709) митрополит ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию Четий Миней , автор пьес ( Рождественская драма , 1702) и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Димитрий Ростовский — в миру Даниил Саввич Туптало (1651 1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но выступал против вмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четьи Миней», автор пьес… …   Энциклопедический словарь

  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651—1709), украинский и русский писатель, проповедник, церковный деятель. С 1702 митрополит ростовский. Описание чудес иконы Богородицы («Руно орошенное», опубл. 1680); проповеди; свод житий святых («Минеи… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Димитрий Ростовский — – св. митрополит ростовский, род. в 1651 г. в Малороссии, в г. Макарове. Образование Д. получил в киевской братской школе, а в 1668 г., следуя своей наклонности к созерцательной тихой жизни, принял монашество в Кирилловском монастыре; в 1669 …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — святой, митрополит (12.1651 28.10.1709), Четъих Миней 12 томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в колыбели русской святости Киеве и продолжая до конца своих дней. Четьи… …   Русская история

  • Димитрий Ростовский — (наст. имя и фам. Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – метрополит ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церк. дела. Составил новую ред. «Четий Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Димитрий Ростовский — (Туптало) (1651 1709) святой (память 23 мая/5 июня, 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), митрополит Ростовский. Знаменитый проповедник и выдающийся церковный писатель, составивший полный свод житий православных святых ( Четьи Минеи… …   Православный энциклопедический словарь

  • Димитрий Ростовский — (Туптало Дан. Саввич) (1651 1709) церк. деятель и писатель. Учился в Киево Могилянской акад. (1662 65), в 1668 пострижен в монахи, в 1677 78 жил в Литве В разные годы Д. Р. был проповедником, затем игуменом ряда укр. монастырей, с 1683 нек рое… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (1651 1709) Днепровский Казак и митрополит, причисленный к лику святых. В миру носил имя Даниила Туптало, был родом из местечка Макарова Киевской губ., учился в Киевской Мо гилянской Академии и после ее окончания вскоре ушел в монастырь. В сан… …   Казачий словарь-справочник

Книги

Другие книги по запросу «ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»